Большой Факельный переулок, д.2/22
м. Таганская, м. Марксистская, м. Римская, м. Площадь Ильича

Репетиторский центр А-класс

Гуманная педагогика Амонашвили Ш.А.

Грузинский и российский педагог. Кандидат педагогических наук, академик Российской академии образования. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Основатель гуманно-личностного подхода в педагогике.

Запишитесь 
на консультацию:

Ваше имя
Ваш телефон *
Ваш e-mail *

Как появилась гуманная педагогика.

Трудно представить, что всемирно признанный учёный, удостоенный высоких научных степеней и правительственных наград, до седьмого класса был двоечником и не любил учиться.

Причину, которая объясняет это обстоятельство, я бы назвал законом взаимности: я недолюбливал своих учителей, потому что чувствовал — они тоже недолюбливали меня, слабого.
                                                                                                                  Шалва Амонашвили

Всё изменилось, когда в школу пришла новая учительница грузинского. Она не стала ставить на Шалве клеймо отстающего и не стыдила его перед классом. Вместо этого она отнеслась к нему с теплотой и уважением и проявила искренний интерес к его стихам. Через три года Амонашвили закончил школу с золотой медалью.

В институте Шалва Александрович устроился вожатым в пионерлагерь. Ставил с детьми спектакли, организовывал походы и со временем понял, что его призвание — преподавание. В 1955 году он с отличием закончил университет и устроился в НИИ педагогики Грузии. Параллельно преподавал в школе историю, литературу и даже труд. 

В 1960-м Амонашвили защитил диссертацию по педагогике... и отказался от неё спустя несколько лет, признав, что ошибался. 

Тогда я был уверен, что всё образование можно отреформировать через приказы министерства или постановления правительства. Здесь я допустил ту же самую ошибку, что сейчас допускают специалисты так называемых педагогических технологий: я не отдавал должного свободной творческой воле учителя.
                                                                                                                  Шалва Амонашвили

Как бы гениально ни была составлена учебная программа, её эффективность зависит исключительно от учителя — от его манеры преподавания и отношения к детям. Это открытие вдохновило Амонашвили на поиск нового подхода. В своих поисках учёный обсуждал с учениками идеи великих педагогов прошлого — Песталоцци, Ушинского, Выготского, Макаренко и талантливых современников — Занкова, Эльконина и Давыдова. Изучал психологию, философию Рерихов и основы мировых религий. Эти идеи и собственные исследования Амонашвили легли в основу гуманно-личностной педагогики

Была поставлена задача — уйти от авторитаризма. Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной.

С 1964 года гуманно-личностный подход стал применяться в грузинских школах в качестве эксперимента, целью которого было вырастить не юных гениев и даже не сознательных членов общества, а «просто хороших людей». Результатами Амонашвили остался доволен. 

В 1970-х годах эксперимент продолжился в Москве: 40-летний доктор педагогических наук принял руководство школой для «проблемных» детей и за два года превратил её в одну из самых преуспевающих школ столицы. На вопрос комиссии, как ему это удалось, Шалва Александрович ответил, что детей надо любить и заниматься с ними. 

Педагог-новатор преподавал в Московском педагогическом университете, работал в Министерстве образования Грузии, участвовал в разработке учебной программы "Школа 2100".  Амонашвили — автор более 70 книг с размышлениями о гуманной педагогике, психологии, культуре и философии. 

В настоящее время Шалва Александрович возглавляет Академию гуманной педагогики, которая разрабатывает учебные программы для детей, учителей и родителей. В 2021 году учёному исполнилось 90 лет, но он продолжает проводить семинары, читать лекции и издавать статьи. 

Его сын Паата Амонашвили продолжает дело отца: будучи президентом Международного центра гуманной педагогики, он координирует работу 200 лабораторий в России и за рубежом. 

Принципы гуманно-личностной педагогики

Суть подхода бесконечно проста и сложна одновременно: ребёнка надо любить, во всех его проявлениях. 

Надо одинаково любить и шалуна и послушного, и сообразительного и тугодума, и ленивого и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство.
                                                                                                                   Шалва Амонашвили

Традиционное обучение основано на простой схеме кнута и пряника. Решил задачу — молодец, пять. Не решил — двойка и унижение. Можно ли научить ребёнка чему-нибудь таким способом? Определённо, да. Можно ли привить ему любовь знанию, а не к оценкам? Едва ли. Поэтому в концепции гуманной педагогики Амонашвили главную роль играют отношения между учеником и учителем. 

Понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимая движения души и переживания сердца ребёнка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием.
                                                                                                                   Шалва Амонашвили

Искренний интерес и уважение к ребёнку — движущая сила воспитания. 

Амонашвили убеждён, что воспитание всегда должно предшествовать обучению. Но вырастить достойного человека при помощи отвлечённых нравоучений невозможно. Вечные ценности усваиваются в том случае, если учитель искренне верит в них и может рассказать о них ребёнку на его языке. И показать на своём примере. 

Амонашвили уверен, что каждый ребёнок рождается на Земле с определённой задачей. Работа учителя — помочь детям найти призвание и раскрыть таланты. Для этого нужно быть оптимистом — уметь видеть в них лучшее. 

Речь идёт не о филантропическом оптимизме, когда педагог с надеждой ожидает, когда ребёнок поумнеет, чтобы потом приступить к развитию его сознания. Речь идёт о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребёнка — и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
                                                                                                                    Шалва Амонашвили

При обучении важно учитывать три силы, которые вдохновляют ребёнка расти:

  • Страсть к развитию. Дети учатся, преодолевая трудности. Поэтому сами интуитивно ищут их — этим объясняются неразумные и даже опасные шалости младших школьников. Чтобы перенаправить эту энергию в мирное русло, обучение должно быть связано с трудностями, но такими, которые ребёнок в состоянии преодолеть.

  • Страсть к взрослению. Каждый ребёнок мечтает стать взрослым. Но какой смысл он вкладывает в понятие «взрослый», полностью зависит от его старшего окружения. Рядом с ребёнком должен быть мудрый наставник, который будет уважать его личность, общаться на равных, доверять посильные, но ответственные дела. Чтобы ребёнок стал ответственным, самостоятельным и целеустремлённым, важно сотрудничать, а не давить на него.

  • Страсть к свободе. Хотеть быть взрослым — значит хотеть независимости. Поэтому дети терпеть не могут, когда старшие слишком сильно опекают и поучают их. Но это не значит, что ребёнка вовсе не нужно ограничивать и предоставить самому себе. Амонашвили видит решение в «свободном выборе несвободы». Это как с играми — ребёнок охотно принимает их правила, то есть соглашается на ограничения. Поэтому учёба должна быть похожа на игру, где все участники на равных соблюдают условия. Это мнение разделяют и наставники образовательного центра А-класс: 
Мы сотрудничаем с учениками и даем возможность выбора. Даже если это выбор без выбора, важно поддерживать дух игры и устанавливать рамки за которые выход запрещен. Дети любят и чувствуют себя в безопасности с теми взрослыми или родителями, которые умеют обозначать границы дозволенного. Получая такой опыт в своем обучении сейчас, в будущем они смогут без труда применить его к своим собственным детям, что позволит нам вырастить более разумное и просвещенное поколение.                       Лилия Дыкун, директор образовательного центра А-класс.
                                                                                                                                             

Система Амонашвили рекомендована Министерством Образования РФ. Под эгидой Центра гуманной педагогики работают школы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Благовещенске и других городах. В них не ставят оценок и не сравнивают детей между собой. Ученики не конкурируют, а учатся помогать друг другу и радоваться чужим успехам. Дети чувствуют себя полноправными участниками процесса: им предлагают самостоятельно провести урок, придумывать задания и даже создавать учебники. Ребятам не только преподают науки, но и помогают формировать духовные ценности. 

Гуманно-личностная педагогика — это не учебная программа и даже не набор методических рекомендаций. Это система взглядов на образование и воспитание, на отношения взрослых и детей в целом. Амонашвили уверен, что воспитание не может ограничиваться школой. Необходимо создать вокруг ребёнка человечную, принимающую и вдохновляющую среду. Для этого учителя, родители и другие старшие родственники должны:

  • понимать свою ответственность (достойный ли я воспитатель?);
  • осознавать цель воспитания (чему я могу научить?);
  • выполнять одни и те же правила в отношении ребёнка;
  • вести достойный образ жизни. 

Только в таком случае ребёнок получит гармоничное воспитание, которое позволит ему стать достойным человеком и с удовольствием познавать себя и мир.

Гуманная педагогика в А-классе.

Мы в образовательном центре А-класс разделяем многие идеи Шалвы Амонашвили. 

  • В нашем центре нет оценок и учеников не наказывают за ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает. У каждого ученика есть лист прогресса, который позволяет оценить собственные успехи, не сравнивая их с чужими.
  • Дети двигаются по индивидуальному учебному плану, не смотря на то, что обучаются в группе.
  • Учителя умеют доносить информацию на их словарном уровне, заразить интересом к своему предмету и относятся к ученикам с искренним уважением. 
Обучение с правом на ошибку, с возможностью стать лучше, чем был вчера, без унижения и подавления. Обучение в нашем центре построено именно таким образом, чтобы всё изученное не «выветривалось» из головы моментально, а применялось в реальной жизни, обеспечивая тем самым качественное и счастливое будущее. Именно к такому будущему мы стремимся.                                                                                                            Лилия Дыкун, директор образовательного центра А-класс.

Как проходит обучение в нашем центре

Проводим беседу, тестирование и бесплатное занятие.

Составляем индивидуальную программу для Вашего ребенка, двигаясь по которой он усвоит всю необходимую информацию
по своему классу.

Олимпиады, игры, конкурсы, межпредметные занятия.

Объяснения, беседы, демонстрационный показ, устный опрос, работа с книгой.

Пластилин, демонстрации и зарисовки как дополнительный инструмент для усвоения материала.

Команда А-класс

Миссия центра А-класс

«Помощь родителям в воспитании и образовании своего ребёнка как здоровой, интеллектуально-развитой, уверенной в себе личности, обладающей способностью самостоятельно учиться и применять знания на пути к достижению успеха.»

Мы уверены, что обучение в нашем центре это не только учебный процесс с изучением школьных предметов, но и приятное, полезное общение со сверстниками и преподавателями, позволяющее чувствовать себя более уверенно в других сферах деятельности.

Несколько высказываний Шалвы Амонашвили.

Несколько высказываний Шалвы Александровича, адресованные учителям. В них отражена вся суть гуманно-личностной педагогики. 

Любите детей. Хотя бы мысленно.

Учителя — это спасательный отряд судеб детей.

Раздражённый учитель не имеет права соприкасаться с детьми.

Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее.

Нет ничего важнее, чем святая душа ребёнка. Думайте о себе с позиции детей — как они на вас смотрят, что они о вас думают.

В каждом ребёнке надо видеть явление.

Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания.

Мудрость учителя — направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление.

Главное — не знания, умения и навыки, а отношение ребёнка к ним.

Раз стал учителем — будь героем. Все равно трудишься.


Сделайте своего ребенка ещё умнее!

Запишитесь 
на бесплатное занятие:

Ваше имя
Ваш телефон *
Ваш e-mail *
Выберите дату урока

КАК УЧИТЬСЯ И ПОЛУЧАТЬ МАКСИМУМ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УЧЕБЫ? 

Если у вас хотя бы один раз возникал в голове подобный вопрос, значит вы сталкивались с определёнными трудностями в обучении относительно себя или своего ребёнка.

Обучение в нашем центре построено именно таким образом, чтобы всё изученное не «выветривалось» из головы моментально, а применялось в реальной жизни, обеспечивая тем самым качественное и счастливое будущее.

Исполнительный директор образовательного центра на Таганке А-класс, ЛИЛИЯ ВАЛЕРИЕВНА ДЫКУН.

Что дети получают, занимаясь у нас

Овладение любым школьным предметом.

Ребенок приобретает уверенность.

У ребенка закрепляется желание учиться.

Помогите нам стать лучше

Фотогалерея

Если у Вас есть вопросы, отправьте заявку

Менеджер перезвонит Вам в течение часа

Ваш телефон *

г. Москва, Большой Факельный переулок, д. 2/22,
м. Таганская, Марксистская, Римская, Площадь Ильича

© Все права защищены. Репетиторский центр на Таганке А-класс.

Политика конфиденциальности