Большой Факельный переулок, д.2/22
м. Таганская, м. Марксистская, м. Римская, м. Площадь Ильича

Репетиторский центр А-класс

Гуманная педагогика Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) — педагог-гуманист, который одним из первых сформулировал основы развивающего обучения. Песталоцци был романтиком и мечтателем, и хотя его практические достижения могут показаться не очень впечатляющими, его идеи значительно повлияли на педагогику своего времени, в особенности — на развитие народного образования. А затем эти идеи развивали и воплощали последователи, среди которых, например, известный реформатор образования Константин Ушинский и создатель понятия «детский сад» Фридрих Фрёбель.

Запишитесь 
на консультацию:

Ваше имя
Ваш телефон *
Ваш e-mail *

Чудак, неудачник и гениальный педагог.

Современники считали его сумасшедшим и смеялись над его идеями. Долги и безденежье были его верными спутниками на протяжении всей жизни. Но через десятки лет учение чудаковатого швейцарца легло в основу современной педагогической теории и практики. Это история Иоганна Песталоцци, жившего больше 200 лет назад, и того, как его идеи изменили взгляды общества на воспитание детей.

К своим 40 годам Песталоцци вполне осознал свое предназначение — быть воспитателем. Ему не удалось реализовать себя на юридическом поприще, да и с коммерцией не задалось. Зато, занимаясь с детьми, Песталоцци забывал обо всем на свете. Ему нравилось размышлять о развитии ребенка, о методиках образования, видеть, как дети учатся новому и меняются день ото дня. Он и сам оставался ребенком, и, как считали многие, был так же, как они, не приспособлен к жестокому материальному миру: слишком мягкий, открытый, доверчивый, мечтательный, идейный и абсолютно непрактичный.

Дом, где царит любовь.

Песталоцци родился в 1746 году в Цюрихе, в семье хирурга и, когда отец умер, оказался на попечении матери. Женщина была в полной растерянности: внезапно она осталась одна с тремя детьми, без средств к существованию. Если бы не служанка Бабэль, которая вела дом и хозяйство, семейству пришлось бы совсем туго. Денег катастрофически не хватало: все уходило на еду и хозяйственные нужды — ваксу и уксус (чистота была для Бабэль «идеей фикс»). Поэтому дом блестел, а дети всегда ходили чистыми и причесанными. Никто не должен был даже догадываться, что у семьи финансовые проблемы.

Но самое главное: в доме жила любовь. Мать любила своих детей безмерно и готова была каждого спрятать от всех невзгод под подолом собственной юбки. К ней ходили плакаться и радоваться, жаловаться на других и делиться секретами. Эту мягкость и невероятную доброту Иоганн впитал с малых лет. В семье его считали слишком чувствительным мальчиком и оберегали больше всех. Он мог отдать свой завтрак нищему и расплакаться навзрыд над трогательной историей.

С дедом мальчику повезло не меньше, чем с матерью. Тот был приходским священником и очень любил свою паству. Люди шли к нему бесконечным потоком за благословением или советом, и Песталоцци с малых лет видел, как доброта и желание помочь могут изменить жизнь других людей. Благодаря деду он начал писать, считать и полюбил учиться. Ему казалось, нет на свете ничего занимательнее, чем узнавать новое, искать ответы на смешные и сложные дедовы загадки.

А потом началась школа.

Школа как пытка.

Тщедушный мальчик с большими глазами быстро стал школьной «знаменитостью». «Бестолковый Песталоцци», «глупый Иоганн», «лентяй и соня» — как его только не называли учителя. Большинство из них раздражались на ребенка из-за необычного поведения: что это за мода — задавать учителю вопросы? Откуда все эти «зачем, для чего, почему?». Единственное, что требуется от ученика — зубрить и отвечать на вопросы учителя. А не спрашивать самому.

Иоганну было плохо в казенной школе. Он будто попал в зазеркалье и не понимал, почему школьный мир, где он должен был познавать новое, обернулся вечными криками и насмешками от суровых учителей и бесконечной зубрежкой. Он плакал, когда его обзывали и наказывали, когда били и бросали одного. Никому в этой школе не было до него дела. Он скучал по дому, отдраенному до блеска руками Бабэль, по матери, ее запаху и шуршащим платьям, по деду, занятиям и играм с ним.


Горе-юрист.

Выбор юридической стези казался Иоганну закономерным: он жаждал защищать бедных, обманутых, брошенных. Он был идеалистом и мечтал о будущем, в котором все люди будут равны. Ради этого он был готов голодать, носил самые дешевые вещи, спал на досках и крайне истощил свое тело.

У Песталоцци был близкий друг, разделявший его идеалы, — Каспар Блюнчли. Тяжело заболев и чувствуя приближение смерти, он взял с Песталоции обещание бросить юридическое дело: друг был уверен, что доверчивость и наивность не доведут Иоганна до добра. Песталоцци сдержал обещание: вместо карьеры в судах он купил землю (для этого пришлось потратить отцовское наследство и еще взять кредиты), построил дом в расчете на большую семью и начал заниматься «новым земледелием».

Работая с крестьянами, общаясь с бедняками, Иоганн с болью наблюдал за их детьми — невоспитанными, необразованными, грубыми и грязными. Что их ждет? Разврат, преступления, тюрьма. Если бы их любили, ими занимались, образовывали — причем не из-под палки, а учитывая их интересы, — эти грязные хулиганы могли бы вырасти приличными людьми. Эти мысли его не оставляли.

Пришел день, когда в его дом постучалась приставы. Он прогорел и остался должен банкиру. Долг закрыли приданым его молодой жены Анны: она верила в мужа и его идеи. Но что делать дальше? Огромный дом построен, есть земля — не слишком плодородная, но все же. Почему бы не организовать школу с проживанием? Дети будут жить, работать и постепенно перевоспитываться. Получив одобрение супруги — она к тому времени уже растила их первенца, — Песталоцци собирает под своей крышей около 50 детей разного возраста и начинает воплощать свои идеи в жизнь.

Новая наука.

Песталоцци считал необходимым одновременно развивать все природные силы и способности ребенка. Только так можно сформировать гармоничного человека, который будет жить в согласии с природой. Поистине революционной для того времени была идея о том, что нужно стимулировать самостоятельную умственную деятельность ребенка — в то время как главным педагогическим методом, применяемым повсеместно, была зубрежка. Песталоцци же настаивал, что ребенок должен постигать мир сам: наблюдать и участвовать, а не слепо полагаться на книги и чужие слова.

Позже Песталоцци выделит три основных способности, определяющих человеческую личность: способность мыслить, способность создавать и способность чувствовать.

«Природа создает ребенка как неделимое целое, как действительно органическое единство с разносторонними нравственными, умственными и физическими задатками. Она безусловно хочет, чтобы ни один из этих задатков не оставался неразвитым».

Песталоцци особо отмечал роль учителя. Этот человек помогает ребенку превратить «беспорядочное нагромождение впечатлений» в четкие и ясные понятия. Главная задача учителя — пробудить и поддержать интерес к учебе. А конечная цель обучения в теории Песталоцци — формирование логичной картины мира.

Первые педагогические опыты.

Пятьдесят детей, знавших в жизни только голод, побои и крики, поначалу не реагировали на ласку и хорошее обращение в доме Песталоцци. Многие из них уже обзавелись дурными привычками, почти никто не знал, что такое мыло, и не имел обыкновения мыться. Но Песталоцци, вечно стесненный в деньгах, строго следовал принципу Бабэль: «Чистота скрывает бедность». И упорно учил детей ухаживать за собой.

Своей цели он добивался без криков, телесных наказаний и морализаторства. Учебные дисциплины вводились постепенно. Число, форма и слово были исходными элементами для обучения. Дети изучали звуки и составляли слова, постигали свойства чисел и практиковали счет, занимались простейшими измерениями, учили геометрию и рисовали, а также пели, узнавали азы географии и природоведения.

Песталоцци разработал для них специальную суставную гимнастику на базе свойственных детям движений и считал ее основой физического воспитания ребенка. При этом дисциплина и распорядок дня в доме соблюдались неукоснительно. Старшие помогали младшим, все дети трудоспособного возраста работали по мере сил. Иоганн считал нужным обучить их полевым работам и ремеслу. Дети своими руками создавали то, что можно продать на рынке и заработать деньги на свое обеспечение.

Через год воспитанники Песталоцци изменились до неузнаваемости. Чистые, вежливые, доброжелательные, они называли Иоганна отцом, а работавшую вместе с ним Анну — матерью. Успехам великого педагога можно было бы радоваться, если бы не бедственное финансовое положение огромной «семьи». Денег не хватало даже на то, чтобы регулярно питаться. Песталоцци отказывали в кредитах, по городу пошел слух, что он сумасшедший. В конце концов, просуществовав чуть больше шести лет, школа Песталоцци закрылась по финансовым причинам.

Позднее признание.

Закрытие школы было сильным ударом. Иоганн боялся выходить из дома и выезжать в город. От него отворачивались люди, мальчишки со свистом бежали следом, а он, будучи не в силах сдержать слезы, старался побыстрее убраться к себе. Если бы не Анна, он, вероятно, действительно сошел бы с ума. Жена верила ему и поддерживала во всем. Именно она убедила его записывать свои мысли и теории. Одна за другой стали выходить книги Песталоцци, и это привлекло к нему внимание ученых коллег. За консультациями к педагогу стали приезжать учителя из Цюриха и других крупных городов.

Наконец, спустя 20 лет, Песталоцци получил место в школе в Бургдорфе, а в 1800 году при поддержке друзей открывал Бургдорфский институт, где собирал коллектив единомышленников. Через год вышла его самая известная книга — «Как Гертруда учит своих детей», — и «метод Песталоцци» стал широко известен. Богатейшие люди Франции, Англии, Италии привозили маэстро своих отпрысков, чтобы те получили полноценное развитие, воспитание и образование.

Песталоцци преподавал еще 25 лет. В 1825 году его соратники перессорились, снова начались проблемы с финансированием, и институт (к тому времени он переехал в Ивердон) закрылся. После этого Песталоцци прожил еще два года в поместье в Нейгофе, дописывая свои сочинения.

В самом конце жизни ему все-таки удалось осуществить свою мечту. Будучи больным стариком, Песталоцци отдал гонорары от издания своих книг на открытие школы для детей бедняков.

Гуманная педагогика в А-классе.

Мы в образовательном центре А-класс разделяем многие идеи Песталоцци. 

  • В нашем центре нет оценок и учеников не наказывают за ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает. У каждого ученика есть лист прогресса, который позволяет оценить собственные успехи, не сравнивая их с чужими.
  • Дети двигаются по индивидуальному учебному плану, не смотря на то, что обучаются в группе.
  • Учителя умеют доносить информацию на их словарном уровне, заразить интересом к своему предмету и относятся к ученикам с искренним уважением. 
Обучение с правом на ошибку, с возможностью стать лучше, чем был вчера, без унижения и подавления. Обучение в нашем центре построено именно таким образом, чтобы всё изученное не «выветривалось» из головы моментально, а применялось в реальной жизни, обеспечивая тем самым качественное и счастливое будущее. Именно к такому будущему мы стремимся.                                                                                                            Лилия Дыкун, директор образовательного центра А-класс.

Как проходит обучение в нашем центре

Проводим беседу, тестирование и бесплатное занятие.

Составляем индивидуальную программу для Вашего ребенка, двигаясь по которой он усвоит всю необходимую информацию
по своему классу.

Олимпиады, игры, конкурсы, межпредметные занятия.

Объяснения, беседы, демонстрационный показ, устный опрос, работа с книгой.

Пластилин, демонстрации и зарисовки как дополнительный инструмент для усвоения материала.

Команда А-класс

Миссия центра А-класс

«Помощь родителям в воспитании и образовании своего ребёнка как здоровой, интеллектуально-развитой, уверенной в себе личности, обладающей способностью самостоятельно учиться и применять знания на пути к достижению успеха.»

Мы уверены, что обучение в нашем центре это не только учебный процесс с изучением школьных предметов, но и приятное, полезное общение со сверстниками и преподавателями, позволяющее чувствовать себя более уверенно в других сферах деятельности.

Цитаты Песталоцци.

«Очевидно, что азбука умений должна начинаться с ранних, однако построенных в психологической последовательности упражнений в развитии этих умений в целом и каждого в отдельности».

«Основное положение — начинать с самого лёгкого и, прежде чем идти дальше, доводить это лёгкое до совершенства, а затем, постепенно продвигаясь вперёд, добавлять очень немного нового к уже вполне выученному — пусть даже и не вызывает в детях в первый момент обучения чувства собственного достоинства и сознания своих сил, но сохраняет в них живое и великое свидетельство их неослабленной природной силы».

«Всякое одностороннее развитие одной из наших сил не истинно, не естественно, это только кажущееся развитие, это есть „медь звенящая и кимвал бряцающий“ человеческого развития, а не само развитие».

«Я всегда показываю своим детям только картину, а потом уже ищу для неё подходящее слово. Им даётся просто материал для созерцания и основание для будущих суждений и заключений, а также как путеводная нить, по следу которой они позже должны будут сами продвигаться вперёд, соединяя в одну цепь свой прежний и будущий опыт».

«Чувственное восприятие — вот единственный фундамент всякого человеческого познания».

«Истина, вытекающая из созерцания, делает излишними утомительные речи и разнообразные словесные махинации, которые не предохраняют от заблуждений и предрассудков. Такая истина вызывает в человеке силу, которая сама всячески мешает проникновению в его душу предрассудков и заблуждений».

«Как только сущность предмета запечатлелась в твоём сознании с несравненно большей силой, чем его отдельные свойства, твоя природа сама поведёт тебя в отношении этого предмета день ото дня от истины к истине, и, напротив, как только изменчивые свойства предмета в твоём уме запечатлеются несравненно сильнее, чем его сущность, твоя природа будет ежедневно вести тебя в отношении этого предмета от заблуждения к заблуждению».

Интересные факты о Песталоцци.

  • Хотя Песталоцци выступал за гармоничное развитие всех способностей, а также аккуратности и внимательности, сам он на всю жизнь сохранил трудночитаемый почерк и проблемы с орфографией.
  • У Иоганна и его жены Анны был единственный сын по имени Жан-Жак — его назвали в честь Руссо. Воспитывать мальчика отец тоже планировал согласно принципам французского гуманиста, однако затем решил, что на практике они неприменимы — например, Песталоцци не считал благом абсолютную свободу личности. По его мнению, в воспитании необходим баланс между свободой и дисциплиной.
  • В 1797 году Песталоцци опубликовал сборник из 279 басен — коротких историй с моралью на социальные, политические и педагогические темы.


Сделайте своего ребенка ещё умнее!

Запишитесь 
на бесплатное занятие:

Ваше имя
Ваш телефон *
Ваш e-mail *
Выберите дату урока

КАК УЧИТЬСЯ И ПОЛУЧАТЬ МАКСИМУМ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УЧЕБЫ? 

Если у вас хотя бы один раз возникал в голове подобный вопрос, значит вы сталкивались с определёнными трудностями в обучении относительно себя или своего ребёнка.

Обучение в нашем центре построено именно таким образом, чтобы всё изученное не «выветривалось» из головы моментально, а применялось в реальной жизни, обеспечивая тем самым качественное и счастливое будущее.

Исполнительный директор образовательного центра на Таганке А-класс, ЛИЛИЯ ВАЛЕРИЕВНА ДЫКУН.

Что дети получают, занимаясь у нас

Овладение любым школьным предметом.

Ребенок приобретает уверенность.

У ребенка закрепляется желание учиться.

Помогите нам стать лучше

Фотогалерея

Если у Вас есть вопросы, отправьте заявку

Менеджер перезвонит Вам в течение часа

Ваш телефон *

г. Москва, Большой Факельный переулок, д. 2/22,
м. Таганская, Марксистская, Римская, Площадь Ильича

© Все права защищены. Репетиторский центр на Таганке А-класс.

Политика конфиденциальности